EPOPEA DELLA CUCINA FUTURISTA

La cucina futurista, regolata come il motore di un idrovolante per alte velocità,
sembrerà ad alcuni tremebondi passatisti pazzesca e pericolosa:
essa invece vuol finalmente creare un'armonia tra il palato degli uomini e
la loro vita di oggi e di domani.
Filippo Tommaso Marinetti

«Mangia con arte per agire con arte»
, sosteneva Filippo Tommaso Marinetti, il primo a rivoluzionare secondo i principii della cucina futurista la gastronomia in Italia e nel mondo. Per scoprire la storia e i segreti della cucina degli artisti futuristi, leggete il volume di Guido Andrea Pautasso, Epopea della cucina futurista, pubblicato (in 300 copie numerate) dalle Edizioni Galleria Daniela Rallo di Cremona.

www.guidoandreapautasso.com
http://vampirofuturista.blogspot.it/

Traduzione in lingua russa di Irina Yaroslavtseva

Переводчик: Ярославцева Ирина



lunedì 4 dicembre 2017

Ф.Т. Маринетти Кухня футуриста CUCINA FUTURISTA TRADOTTO IN RUSSO



Впервые на русском языке опубликована книга Ф.Т. Маринетти Кухня футуриста (а также Как соблазняют женщин) с предисловием и в переводе Ирины Ярославцевой. По этому случаю гастрономический блог, посвященный футуристической кухне Маринетти, приглашает своих читателей приобрести эту книгу в интернет-магазине Лабиринт по ссылке
Кроме того, блог предлагает обзор исследования Гвидо Андреа Паутассо «Футуристическая кухня: тайны одной революционной книги» в переводе на русский язык, выполненном Ириной Ярославцевой. Благодаря ей, этот блог www.cucinafuturista.blogspot.com , наконец, станет доступен также русскоязычным читателям.



ФУТУРИСТИЧЕСКАЯ КУХНЯ: ТАЙНЫ ОДНОЙ РЕВОЛЮЦИОННОЙ КНИГИ
посвящается Филлиа, повару,
аэрохудожнику и футуристу

  Футуристическая кухня объединила в себе основные принципы обновления итальянской кухни, провозглашенные Филиппо Томмазо Маринетти в тридцатых годах XX в. от имени футуризма и всего авангардного искусства.
     Эта книга, написанная в четыре руки Маринетти вместе с вице-секретарем футуристического движения Филлиа (артистический псевдоним, за которым скрывался Луиджи Эрманно Коломбо), таит, тем не менее, неразгаданные загадки. Даже сегодня, почти через восемьдесят лет после ее издания, остается неизвестным, кому именно из двоих футуристов пришла в голову идея публикации этой программной книги, в который были изложены магистральные направления гастрософии и футуристической кухни.
    Может быть, именно неутомимый Филлиа, организатор культурных событий и туринский художник-эклектик решил объединить вместе манифесты, рецензии, статьи и рецепты под одной обложкой? Или это был, как обычно, Маринетти, сочинивший многообещающий и беспроигрышный с коммерческой точки зрения публицистический текст еще за два года до опубликования Футуристической кухни миланским издательством Сондзоньо? Как бы там ни было, своей притягательностью эта книга безусловно обязана своей абсолютной оригинальности.
     Прежде всего, это не обычный кулинарный справочник, поскольку книга заключает в себе фундаментальный «Манифест футуристической кухни», написанный в 1913 г. французским поваром Жюлем Менкавом, который был затем воспроизведен Маринетти в 1927 г. на страницах «Литературной ярмарки» и еще раз переписан и опубликован в декабре 1930 г., приобретя на этот раз автаркические черты и утратив яркую экспериментальность Футуристической кухни. Книга также содержит полемику, развернувшуюся вслед за провозглашением войны против позорных макарон, и включает, в качестве предисловия, великолепный, почти детективный рассказ, озаглавленный «Обед, предотвративший самоубийство». В целом, вместе с входящими в нее рецептами, Футуристическая кухня, со всеми ее особенностями, даже сегодня может считаться уникальной работой, которую можно без конца перечитывать и открывать заново.
    Однако, всё по порядку, давайте начнем с великолепной оригинальной обложки, в точности соответствовавшей как авторским намерениям, так и типографским «нормам». 
    Не трудно предположить, что для коммерческого успеха любой книги необходимо, чтобы она выделялась среди тысяч других книг в витрине книжного магазина, прежде всего, благодаря своей необычной обложке. Исходя из принципа визуального дизайна, Маринетти и Филлиа, воспользовавшиеся также идеями советского конструктивиста Эль Лисицкого, решили сделать для Футуристической кухни достаточно яркую обложку, выделявшую бы ее на фоне множества традиционных кулинарных книг. Таким образом, обложка была «сконструирована» согласно простейшей типографской схеме, она представляла собой геометрическое пространство, разделенное на две контрастных по цвету части.  На желтом фоне красным цветом, кроме имен авторов, было также крупным жирным типографским шрифтом напечатано заглавие «ФУТУРИСТИЧЕСКАЯ КУХНЯ».
    (Футуристы не впервые выбирали крупный жирный типографский шрифт, достаточно вспомнить другую книгу это движения, памфлет, опубликованный Итало Таволато в обозрении «Лачерба» в 1913 г. и озаглавленный Долой сексуальную мораль. На его желтой обложке красовалась простая черная надпись, выполненная Арденго Соффичи такими же аршинными жирными буквами. Этот выбор не был случаен, поскольку Соффичи специально попросил наборщика использовать именно такой шрифт, чтобы усилить визуальный эффект книжки).
    Заглавие книги Футуристическая кухня напечатано жирным прописным шрифтом, слегка выходящим за красную кайму, вдоль двух невидимых горизонтальных линий, и разбито на две отдельные части: эта кайма графически обрамляет обложку (занимая ее четверть и располагаясь, в этот раз, на белом фоне). Такая типографская и оптическая уловка позволяет отделить прилагательное «футуристическая» от существительного «кухня» таким образом, что термин «футуризм» кажется вот-вот выйдет за пределы страницы, привлекая тем самым внимание читателя.
    Оригинальное издание представляет собой книжку размерами 18,3x12 сантиметров, оно состоит из 267 страниц, к которым следует прибавить 3 издательских каталога и 14 цитат из «Суждений о футуризме». Внутри находятся 8 черно-белых рисунков в разделе «Футуристический формуляр для ресторанов и пивных»: рисунки принадлежат таким художникам, как Филлиа, Паоло Альчиде Саладин, Мино Россо и Доктору Вернацца (коллекционеру футуристических произведений искусства).
    Кроме того, в книгу включены 4 черно-белые иллюстрации на 3 фотографиях, расположенные на отдельных листах, из них одна двойная. На снимках изображены накрытый стол, уставленный «первыми футуристическими кушаньями»; футуристический павильон Ресторан-Италия, спроектированный Гвидо Фьорини для Колониальной выставки в Париже в 1931г.; два декоративных панно, выполненные Энрико Прамполини для этого павильона, воспроизведены на одной фотографии.
    Футуристическая кухня содержит 172 рецепта кушаний и смешанных напитков – ненавистных коктейлей – созданных двумя авторами, а также остальными итальянскими поварами и художниками-футуристами. Там же можно найти рецепты, предложенные «живописцем-авиатором, поэтом и аэро-художником» Феделе Адзари, инженером-футуристом Барози, Паоло Буцци, художником Анджело Кавильони, аэро-художником Чуффо, Туллио Д’Альбисоля, Паскà Д’Анджело, Николаем Дюльгеровым, аэро-поэтом Эскодамè, «национальным поэтом-рекордсменом» Фарфа, Лучано Фольгоре, «свободным стихотворцем» Армандо Мацца, аэро-художницей Маризой Мори, аэро-поэтом Джулио Онести, «аэро-поэтом и хирургом» Пино Масната, Энрико Прамполини, аэро-скульптуром Мино Россо, «критиком-футуристом» Паоло Альчиде Саладином, Бруно Сандзином, доктором-футуристом Сирокофаном (псевдоним Франко Рампа Росси), Джузеппе Штайнером и загадочным Доктором Вернацца. К ним следует добавить «Пончик аля Маринетти» повара футуриста Аликаты, рецепты Джакино, владельца футуристического ресторана «Таверна Сантопалато» и его повара Пиччинелли, синьоров Коломбо-Филлиа и Барози. Чувство умиления вызывает «молоко в зеленом свете»: несколько строк были написаны синьориной Джерманой Коломбо, младшей дочерью Филлиа.
    Тираж первого издания книги составил 6.000 экземпляров, с порядковыми номерами, отпечатанными на титульном листе, а на некоторых экземплярах сохранилась редкая издательская фасетка, которая, теоретически, должна располагаться в месте, свободном от текста. На ней было напечатано пресловутое рекламное сообщение, написанное Маринетти за два года до публикации: «Эта книга драматичнее и пикантнее детективного или эротического романа. Невиданный полемический взрыв: 2000 статей за три месяца в журналах всего мира. Ответ защитникам спагетти. 200 рецептов футуристической кухни для ресторанов и закусочных. Недорогие и вкусные обеды. 5 лир».
    Книга, ставшая истинной библиографической редкостью, с редакторской фасеткой, была впервые переиздана Лонганези в серии «Камея» в 1986 г. с обложкой, на которой была воспроизведена картина Энрико Прамполино 1932 г., названная «Форма-сила в пространстве».
    Второе переиздание Футуристической кухни было отпечатано «ограниченным тиражом не для продажи по заказу Банка Тиберина Мутуо Соккорсо по случаю возобновления работы исторической типографии Лакруа в Риме в мае 1990 г.». Книга с обложкой, выполненной по рисунку Арденго Соффичи, с 16 цветными и черно-белыми иллюстрациями на отдельных листах, с репродукциями работ Умберто Боччони, Уго Поццо, Соффичи, рекламой Эрберто Карбони, Деперо, Дюльгерова и Лючио Венна, а также несколькими фотографиями с изображениями «бара Хаггис» в Милане, Маринетти на банкете в Тунисе в 1927 г. и Деперо, запечатленным рядом с торговым автоматом Кампари Сода в 1933 г. (возможно, это был первый торговый автомат с напитками в Италии).
     В 1998 г. издатель Кристиан Маринотти переиздал книгу с подзаголовком «Обед, предотвративший самоубийство», украсив ее 14 оригинальными цветными иллюстрациями на отдельных листах, созданными художником Марией Луизой де Романс, дочерью Франко Маринотти (Маринотти основал в конце 30-х годов прошлого века в городе Торвискоза провинции Удине автаркический город, выросший вокруг завода по производству целлюлозы, получаемой при переработке сахарного тростника, и затем использовавшейся при производстве искусственного волокна).
     Пьетро Фрассика выпустил в свет новейшее переиздание книги в 2009 г. в серии «Кухня и Культура» в издательстве Вьенн Пьерр (Viennepierre) с обложкой, частично воспроизводящей идею Филлиа и Маринетти оригинального издания 1932 г. В книге, вышедшей под редакцией Фрассика, имеется красная редакционная фасетка, на которой напечатано белыми буквами «Возвращение в книжные магазины классического революционера»; книга завершается приложением с перечнем остальных переизданий, отсутствующих (или подвергшихся цензуре?), где были воспроизведены некоторые злободневные суждения о футуризме, такие как высказывание Бенито Муссолини, который написал во времена «Сантопалато»: «Я сожалею, что не смог присутствовать на банкете в честь Ф.Т. Маринетти. Я надеюсь, однако, что вы передадите ему мои наилучшие пожелания, служащие не формальным выражением признательности, но живым свидетельством величайшей симпатии по отношению к неутомимому и истинному поборнику всего итальянского, поэту новатору, давшему мне почувствовать, что такое океан и машина, моему старому другу по первым фашистским сражениям, бесстрашному солдату, полностью посвятившему себя родине».
    Футуристическая кухня также издавалась заграницей.
    Книга была переведена и представлена во Франции Натали Эник в1982 г. в издательстве Éditions A. M. Métailié в Париже. Футуристическая кухня была издана в сотрудничестве с Национальным Литературным Центром с экспериментальной обложкой, созданной в футуристическом ключе Катрин Гуиро.
   В 1985 г. появилось немецкое издание Die Futuristische Küche, в немецком переводе, выполненном Клаусом М. Раришем для Современной библиотеки Котта. В том же году в Испании вышла книга La cocina futurista. Una comida que evitò un suicidio: на испанский язык ее перевел Гвидо Филиппи для издательства Gedisa в Барселоне с великолепной обложкой художника модерниста Джулио Виваса. (В упомянутых здесь зарубежных изданиях отсутствовали оригинальные фотографии на отдельных листах, представленные в итальянском издании Сондзоньо).
   Настоящим графическим и футуристическим шедевром стало английское издание 1989 г. The Futurist Cookbook, выпущенное лондонским издательством Trefoil в переводе Сюзанны Брилл и со вступлением Лесли Чемберлена: в это издание были включены фоторепродукции футуристических манифестов, декораций и картин, портреты Маринетти и фотографии ресторана «Сантопалато».
    В 2001 г. норвежское издательство Spartacus опубликовало Futuristisk Kokebok, с предисловием Андреаса Вьестада, в сопровождении фотографий Асбьон Дженсен. В действительности, в этом издании была воспроизведена Футуристическая кухня, как если бы ее единственным автором был Маринетти, так же, как в английском и немецком изданиях.
   Не рассеялась ли еще тайна вокруг Футуристической кухни?
    Кончина Филлиа, умершего очень молодым в 1936 г., привела к несправедливому исчезновению с обложки книги имени этого гениального туринского художника и соавтора Маринетти. Эта вопиющая несправедливость не исправлена до сего дня, поскольку именно Филлиа, с его художественным даром и гастрономическими экспериментами, стал одним из первых футуристов, имевших мужество привносить новую гармонию в  жизнь людей сегодня и завтра.
    В мае 2017 г. Футуристическая кухня вышла на русском языке в переводе и с предисловием Ирины Ярославцевой, под редакцией Ольги Поляк в издательстве «Текст» в Москве.


Гвидо Андреа Паутассо
Guido Andrea Pautasso

(Переводчик: Ярославцева И.)
 



Nessun commento:

Posta un commento